ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСВИЯПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ «УНДЕСТІК»

Петренко Е.А.,

директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования акимата Костаанйской области»  

Қайырлы күн, құрметті тамыз конференциясының қатысушылары!

Учитывая актуальность поиска новых форм взаимодействия организаций образования с родительской общественностью Региональный Центр разработал проект «УНДЕСТІК», направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования.

Проект адресован для реализации организациям образования (школы/ТиПО) Костанайской области с 16 августа 2021 г. В школах проект реализуется на уровне всех звеньев.

Цель проекта: Обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического долгосрочного взаимодействия семьи и организации образования  на  принципах и условиях социального партнёрства, направленного   на       создание комфортного учебно-воспитательного поля.

Задачи проекта:

1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности  организации образования.

2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители; педагогического сопровождения семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

3.Совершенствование форм взаимодействия организация образования – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса организации образования.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков, формирования основ здорового образа жизни  в семьях.

5. Создание психологически безопасной образовательной среды, содействующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, их социализации.

Проект «УНДЕСТІК» реализуется по следующим направлениям:

1. Научно-методическое направление;

2. Диагностическо-аналитическое направление;

3. Профилактическое направление;

4. Консультативно — просветительское направление;

5. Развивающее направление.

Мы предлагаем  организациям образования использовать следующие методы реализации проекта:

1.Использование краудсорсинга:

— привлечение широкой аудитории (желательно, профессионалов) для решения определенных задач в системе взаимодействия организации образования и семьи;

 —  обобщение знаний, опыта, навыков педагогов, которые систематизируются с помощью ИКТ-технологий.  Педагоги и родители получают актуальную информацию;

— решение взаимосвязанных задач: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений, формирование группы независимых экспертов;

— наставничество для содействия процессу обучения и воспитания.
2. Открытые диалоговые площадки с обсуждением передового опыта взаимодействия организации образования и семьи.

3. Онлайн-библиотеки и сообщества педагогов региона, где  учителя находят бесплатные пособия, обмениваются методиками и материалами.

4. Коллаборация, как  процесс совместной деятельности педагогов и родителей для достижения общих образовательно-воспитательных целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Предлагаемые формы и методы работы, каждая организация образования  выбирает и использует на свое усмотрение.

Формы взаимодействия с родителями

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Коллективные формы: открытые родительские собрания, родительский лекторий, родительские конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания и обучения, встреча родителей с педагогическим коллективом в формате «Дни открытых дверей», клуб «Диалог» в формате «TEDx», творческие мастерские с участием родителей, мероприятия, инициированные самими родителями.

В данном проекте мы предлагаем инновационные формы коллективной работы:

1.Открытые родительские собрания (перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся);

2. Клуб «Диалог» в формате «TEDx»,проводится в форматевыступлений на заранее заявленную тему для всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов);

3. Родительский лекторий с показом перед началом лекции детского концерта;

4. Родительские конференции по обмену опытом, где родители сами определяют тему и могут приглашать специалистов для обсуждения актуальных вопросов.

Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами; групповые консультации со специалистами (заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, логопед и др. узкие специалисты), тимбилдинг кофе-монинг, диалоговые площадки, практические занятия для родителей с привлечением специалистов(педагог-психолог, социальный педагог, логопед и др. узкие специалисты), Семейный клуб, квесты, часы творчества, профориентация «один день на работе у родителей», совместная театральная деятельность, школьные СМИ совместно с родителями, конкурсы по работе с семьей.

Предлагаем следующие инновационные формы групповой работы:

кофе-монинг — встреча с родителями организуется в формате родительской гостиной в организации образования. Родители и педагоги решают вопросы по воспитанию и обучению детей в неформальной обстановке за чашкой кофе. Возможен просмотр видео материалов по вопросам обучения и детско-родительских отношений;

тимбилдинг «Мы вместе» проходит в игровой форме в командах: педагоги — родители, педагоги – учащиеся, родители – дети, формирует коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для современных детей и подростков; — совместная театральная деятельность — организация и проведение совместных театральных постановок с детьми, родителями и педагогами, что способствует развитию психолого-педагогической культуры родителей; а также улучшению детско-родительских взаимоотношений. Театральная деятельность является эффективной формой совместной работы педагогов (классных руководителей, предметников) и родителей в решении проблем воспитания и обучения детей.

Индивидуальные формы:

«Час директора» (установленное время для индивидуальной работы директора с родителями);

— «Административная приемная» (установленное время для индивидуальной работы заместителей директора по ВР, УВР с родителями);

— индивидуальные консультации с педагогами — предметниками (перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся).

Для классных руководителей, психологов, социальных педагогов рекомендуем такие формы индивидуальной работы с родителями:

— интерактивная беседа;

— анкетирование и диагностика;

— посещение на дому;

— консультация;

— выполнение родителями индивидуальных поручений.

Формы управления взаимодействием организации образования и семьи:

1. Создание Совета по координации взаимодействия организации образования и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора поВР, УР, НМР,  представители родительского комитета школы.

2. Взаимодействие директора и заместителей директора по ВР, УР, НМР с классными руководителями,  учителями-предметниками осуществляется на совещаниях при директоре, педагогических советах, методических советах по вопросам работы с семьей, в работе творческих групп.

Взаимодействие родителей с администрацией организации образования на сайтах организации образования в формате «Вопрос – ответ».

3. Выявление и изучение состояния проблем, и постоянное отслеживание результатов их решения совместно с родителями.

4. Поощрение деятельности педагогов:

— выявление педагогов, творчески работающих с семьей;

— проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями;

— присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»;

— проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание (конкурс разработок или других открытых мероприятий);

— творческие эссе, рефлексия педагогов о работе с семьей.

5. Поощрение деятельности родителей:

итоги работы по проекту: проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», «Самый активный родитель» и др.;

— присвоение званий «Дружная семья» (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса);

— оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда);

— оформление благодарственных писем самым активным родителям;

— знакомство с семьями и их достижениями через школьную печать, школьный сайт, социальные сети, газеты и др. СМИ.

Критерии эффективности проекта:

1. Сформированность положительного отношения к организации образования, престижность ее восприятия, которая определяется уровнем удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов.

2. Количество и качество мероприятий, которые родители организовали и провели сами для организации образования (процент количества мероприятий по отношению к количеству обучающихся в организации образования).

3. Процент участия родительской общественности в мероприятиях.

4. Отсутствие правонарушений, буллинга, суицидальных случаев среди обучающихся организации образования.

В ходе реализации проекта по взаимодействию семьи и организации образования прогнозируется следующий результат:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, педагогов;

2. Формирование у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни через создание открытой и  доступной  социально-педагогической системы в организации образования.

3. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности.

4.Усиление роли семьи в воспитании детей.

5.Создание информационного пространства для социального партнерства педагогов и  родителей, а также  общественности.

6. Повышение удовлетворенности родителей содержанием и результативностью учебно — воспитательной деятельности (степень доверия родителей, контроль за успеваемостью обучающихся со стороны родителей, высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот, — готовность родителей к активному участию в школьной жизни).

Ежегодно по завершению учебного года, подводятся итоги результатов работы по проекту в соответствии с критериями эффективности проекта на уровне организаций образования, городов и районов, а также области.

Таким образом, областной проект «УНДЕСТІК» — воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнерства с семьей.

№ исх: 13-05/3669   от: 15.09.2021 № вх: 5150   от: 16.09.2021