Петренко Е.А.,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования акимата Костаанйской области»
Қайырлы күн, құрметті тамыз конференциясының қатысушылары!
Учитывая актуальность поиска новых форм взаимодействия организаций образования с родительской общественностью Региональный Центр разработал проект «УНДЕСТІК», направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования.
Проект адресован для реализации организациям образования (школы/ТиПО) Костанайской области с 16 августа 2021 г. В школах проект реализуется на уровне всех звеньев.
Цель проекта: Обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического долгосрочного взаимодействия семьи и организации образования на принципах и условиях социального партнёрства, направленного на создание комфортного учебно-воспитательного поля.
Задачи проекта:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности организации образования.
2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители; педагогического сопровождения семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
3.Совершенствование форм взаимодействия организация образования – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса организации образования.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков, формирования основ здорового образа жизни в семьях.
5. Создание психологически безопасной образовательной среды, содействующей сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, их социализации.
Проект «УНДЕСТІК» реализуется по следующим направлениям:
1. Научно-методическое направление;
2. Диагностическо-аналитическое направление;
3. Профилактическое направление;
4. Консультативно — просветительское направление;
5. Развивающее направление.
Мы предлагаем организациям образования использовать следующие методы реализации проекта:
1.Использование краудсорсинга:
— привлечение широкой аудитории (желательно, профессионалов) для решения определенных задач в системе взаимодействия организации образования и семьи;
— обобщение знаний, опыта, навыков педагогов, которые систематизируются с помощью ИКТ-технологий. Педагоги и родители получают актуальную информацию;
— решение взаимосвязанных задач: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений, формирование группы независимых экспертов;
— наставничество для содействия процессу обучения и воспитания.
2. Открытые диалоговые площадки с обсуждением передового опыта взаимодействия организации образования и семьи.
3. Онлайн-библиотеки и сообщества педагогов региона, где учителя находят бесплатные пособия, обмениваются методиками и материалами.
4. Коллаборация, как процесс совместной деятельности педагогов и родителей для достижения общих образовательно-воспитательных целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Предлагаемые формы и методы работы, каждая организация образования выбирает и использует на свое усмотрение.
Формы взаимодействия с родителями
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Коллективные формы: открытые родительские собрания, родительский лекторий, родительские конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания и обучения, встреча родителей с педагогическим коллективом в формате «Дни открытых дверей», клуб «Диалог» в формате «TEDx», творческие мастерские с участием родителей, мероприятия, инициированные самими родителями.
В данном проекте мы предлагаем инновационные формы коллективной работы:
1.Открытые родительские собрания (перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся);
2. Клуб «Диалог» в формате «TEDx»,проводится в форматевыступлений на заранее заявленную тему для всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов);
3. Родительский лекторий с показом перед началом лекции детского концерта;
4. Родительские конференции по обмену опытом, где родители сами определяют тему и могут приглашать специалистов для обсуждения актуальных вопросов.
Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами; групповые консультации со специалистами (заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, логопед и др. узкие специалисты), тимбилдинг кофе-монинг, диалоговые площадки, практические занятия для родителей с привлечением специалистов(педагог-психолог, социальный педагог, логопед и др. узкие специалисты), Семейный клуб, квесты, часы творчества, профориентация «один день на работе у родителей», совместная театральная деятельность, школьные СМИ совместно с родителями, конкурсы по работе с семьей.
Предлагаем следующие инновационные формы групповой работы:
— кофе-монинг — встреча с родителями организуется в формате родительской гостиной в организации образования. Родители и педагоги решают вопросы по воспитанию и обучению детей в неформальной обстановке за чашкой кофе. Возможен просмотр видео материалов по вопросам обучения и детско-родительских отношений;
— тимбилдинг «Мы вместе» проходит в игровой форме в командах: педагоги — родители, педагоги – учащиеся, родители – дети, формирует коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для современных детей и подростков; — совместная театральная деятельность — организация и проведение совместных театральных постановок с детьми, родителями и педагогами, что способствует развитию психолого-педагогической культуры родителей; а также улучшению детско-родительских взаимоотношений. Театральная деятельность является эффективной формой совместной работы педагогов (классных руководителей, предметников) и родителей в решении проблем воспитания и обучения детей.
Индивидуальные формы:
— «Час директора» (установленное время для индивидуальной работы директора с родителями);
— «Административная приемная» (установленное время для индивидуальной работы заместителей директора по ВР, УВР с родителями);
— индивидуальные консультации с педагогами — предметниками (перед общешкольным родительским собранием проводятся индивидуальные консультации специалистов, педагогов-предметников для родителей обучающихся).
Для классных руководителей, психологов, социальных педагогов рекомендуем такие формы индивидуальной работы с родителями:
— интерактивная беседа;
— анкетирование и диагностика;
— посещение на дому;
— консультация;
— выполнение родителями индивидуальных поручений.
Формы управления взаимодействием организации образования и семьи:
1. Создание Совета по координации взаимодействия организации образования и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора поВР, УР, НМР, представители родительского комитета школы.
2. Взаимодействие директора и заместителей директора по ВР, УР, НМР с классными руководителями, учителями-предметниками осуществляется на совещаниях при директоре, педагогических советах, методических советах по вопросам работы с семьей, в работе творческих групп.
Взаимодействие родителей с администрацией организации образования — на сайтах организации образования в формате «Вопрос – ответ».
3. Выявление и изучение состояния проблем, и постоянное отслеживание результатов их решения совместно с родителями.
4. Поощрение деятельности педагогов:
— выявление педагогов, творчески работающих с семьей;
— проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями;
— присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»;
— проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание (конкурс разработок или других открытых мероприятий);
— творческие эссе, рефлексия педагогов о работе с семьей.
5. Поощрение деятельности родителей:
— итоги работы по проекту: проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», «Самый активный родитель» и др.;
— присвоение званий «Дружная семья» (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса);
— оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда);
— оформление благодарственных писем самым активным родителям;
— знакомство с семьями и их достижениями через школьную печать, школьный сайт, социальные сети, газеты и др. СМИ.
Критерии эффективности проекта:
1. Сформированность положительного отношения к организации образования, престижность ее восприятия, которая определяется уровнем удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов.
2. Количество и качество мероприятий, которые родители организовали и провели сами для организации образования (процент количества мероприятий по отношению к количеству обучающихся в организации образования).
3. Процент участия родительской общественности в мероприятиях.
4. Отсутствие правонарушений, буллинга, суицидальных случаев среди обучающихся организации образования.
В ходе реализации проекта по взаимодействию семьи и организации образования прогнозируется следующий результат:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, педагогов;
2. Формирование у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни через создание открытой и доступной социально-педагогической системы в организации образования.
3. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности.
4.Усиление роли семьи в воспитании детей.
5.Создание информационного пространства для социального партнерства педагогов и родителей, а также общественности.
6. Повышение удовлетворенности родителей содержанием и результативностью учебно — воспитательной деятельности (степень доверия родителей, контроль за успеваемостью обучающихся со стороны родителей, высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот, — готовность родителей к активному участию в школьной жизни).
Ежегодно по завершению учебного года, подводятся итоги результатов работы по проекту в соответствии с критериями эффективности проекта на уровне организаций образования, городов и районов, а также области.
Таким образом, областной проект «УНДЕСТІК» — воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнерства с семьей.
№ исх: 13-05/3669 от: 15.09.2021 № вх: 5150 от: 16.09.2021